МК-13-44 ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»: ПРОБЛЕМА СТАТУСА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СТОРОН И.Л. Балымов Кольский Филиал Петрозаводского Государственного Университета, г. Апатиты, Россия В XXI век человек вышел с основным техническим средством – компьютером. Именно компьютер олицетворяет собой современную технику, является ее «душой». Это означает, что современная техника интеллектуализирована и автоматизирована, в какой-то степени автономна от человека. Если большинство до сих пор существовавших технических устройств являлись «продолжением руки» и других внешних органов человека, то современная техника – это «продолжение мозга» или даже сознания. Как известно, компьютеры моделируют процесс человеческого мышления. «Открытие» вычислительных систем дало мощный толчок для развития психологии, логики, других наук, изучающих человека, и в первую очередь его мышление. Ученые получили возможность «увидеть» процесс мышления воочию, смоделировав его и идеализировав, освободив от примеси эмоций. Все это послужило отправной точкой для возрождения идеи гомункулуса, только теперь он должен быть произведен не в пробирке, а в вычислительном центре, не алхимиком, а программистом. Имя этому «современному гомункулусу» - ИИ (искусственный интеллект). Вместе с возрождением такой идеи, конечно, появилась и ее критика, основательная и веская. По большому счету, спор сводится к решению вопроса о том, может ли техническое устройство обладать внутренней активностью, способностью к творчеству, парадоксальному поведению и другими качествами, которые традиционно приписываются только человеку. Анализ литературы позволяет выделить несколько точек зрения на этот вопрос: 1. Традиционная парадигма понимания взаимодействия человека и техники, согласно которой человек – это активный субъект, воздействующий на объект – техническое средство. Последнее не обладает внутренней активностью и если оно оказывает воздействие на человека, то не само по себе, а как результат отражения активности последнего. С этой точки зрения, техника в принципе не может «вырасти» до уровня человека и всегда будет выполнять служебную функцию [6]. 2. Точка зрения, утверждающая, что между человеком и техническим средством в принципе не существует непреодолимого барьера, они, по сути, имеют одинаковый статус. Здесь возможны два варианта: либо говорится, что машина сможет «догнать» человека и приобрести статус субъекта (взгляд очень популярный в 60 –70-е гг. XX века, когда наиболее активно развивалась теория ИИ) [см.2], либо утверждается, что человек, его мышление и сознание, весь внутренний мир – всего лишь очень сложные программы, построенные по тем же принципам, что и программы ЭВМ. Так человек «опускается» до статуса машины [3,4]. 3. Мнение, чаще встречающееся в фантастической литературе и кинематографе (Например, нашумевший фильм «Матрица»), согласно которому техника может оказаться более жизнеспособной, чем человек, выживет его с Земли. В основе этих апокалиптических взглядов о власти машин, видимо, лежит идея отчуждения человека от результатов собственного труда, которое наиболее явно проявляется на примере с техникой. «Сама цивилизация стала машинной, которая все делает или желает делать по образу машины» [5]. 4. И, наконец, последняя и, на наш взгляд, наиболее перспективная, точка зрения, теоретической основой для которой можно считать синергетику и новую область знания - виртуалистику. Согласно этой точке зрения, в лице техники мы получаем совершенно новый вид реальности, не только отличающийся от человеческой реальности, но и в принципе не сравнимый с ней. Наиболее показательным примером здесь является Интернет - стихийно развивающееся средство телекоммуникации, материальной базой для которого является компьютер. Интернет, являясь сложной, развивающейся и самоорганизующейся системой в принципе не может быть описан и постигнут человеком [1]. Таким образом, диапазон взглядов на проблему взаимодействия человека и техники достаточно широк. Несомненным является одно - в настоящий момент человек как никогда зависим от техники. Сам факт зависимости вызывает опасения: любая зависимость – это слабость, и рано или поздно неизбежен кризис. Поэтому изучение отношений, связей, существующих в системе «человек – техника» представляет большой интерес не только в научном, но и в практическом плане. Литература 1. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации: http//:www.i-u.ru. 2. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. – М.,1982. 3. Деннет Д. Почему каждый из нас является новеллистом // Вопросы философии. – 2003. - №2. 4. Лилли Джон. Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера. – К.,1994. 5. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология XX век: Антоллогия. – М.,1995. 6. Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством //Вопросы философии. – 1996. - №3.